Село Яшалта возникло 125 лет назад. Основателями села были переселенцы из
Прибалтики - эстонцы ( самоназвание - эстласед ). После окончания Северной
войны ( 1700 - 1721 ) вся территория Эстонии ( Эстляндская и Лифляндская
губернии) были объединены с Россией. Во второй половине 18 века, в связи
с интенсивным развитием товарного производства и возникновением промышленности
начался распад феодально-крепостнической системы. В 1816 г. в Эстляндской
и в 1819 г. в Лифляндской губерниях были проведены реформы, на основании
которых крестьяне получили личную свободу. 1861-1870 гг. Манифест об отмене крепостного права.
Крестьянская община. Земская и городская реформы. Польское восстание. Окончание
войны на Кавказе и переселение горцев в Турцию. Народничество. Развитие
промышленности. Заселение Северного Кавказа выходцами из России и Украины.
В 1868 г. была отменена барщина. В конце 19 века 66 % эстонских крестьян
были безземельными. Во второй половине девятнадцатого столетия, в связи
с разорением крестьян и острой нехваткой земли происходили значительные
миграционные процессы эстонского крестьянства. Часть из них уходила в города
в поисках работы, другие переселялись в различные губернии Российской империи.
Переселенцы шли на свободные земли Крыма и Кавказа, Сибири и Дальнего Востока.
На юге России земля была более плодородной, чем в Эстонии, да и стоила она
намного дешевле. Тяжелые испытания выпали на долю пионеров-первопроходцев.
Разместив на подводах детей, имущество и провизию, переселенцы тысячи верст
шли под палящим солнцем, ветром и дождем. На юг России будущие колонисты
двигались двумя главными путями. Первый путь шел по территории Украины,
а второй, водный - по Волге, затем донскими степями к Предкавказью. 1871 - 1881 гг. Развитие городов. Хождение в народ.
Устав о воинской обязанности 1874 г. Русско-турецкая война 1877-78 гг..
Присоединение Средней Азии. Политический кризис конца 70-х годов.
Первые эстонские переселенцы в 1870 г. основали в Ставропольской губернии
село Аллмяе ( Подгорное ). Находилось оно в 80 верстах южнее Ставрополя
в предгорьях Северного Кавказа. На следующий год к колонистам присоединились
новые переселенцы. В 1875 г. часть эстонцев из-за нехватки воды переехала
на Кубань и основала там деревню Ливонию. Другая часть переселенцев выхлопотала
у властей новое место поселения, находившееся в 150 верстах на север от
Ставрополя. Так как эстонцы испокон веков занимались пашенным земледелием
им нужны, были равнинные места. Здесь, на границе с калмыцкими кочевьями
в 1877 г. уже были поселены прибалтийские немцы. Первыми на новое место
прибыли двенадцать семей и поселились недалеко от речки Хагин-Сала. Соседями
эстонцев на западе были - русские, на севере и востоке - калмыки, а на юге
- немцы.
Эстонцы своему селу сначала дали имя - Либенталь, а затем назвали его Эсто
- Хагинкой. Основателями и хозяевами земель были - Мадис Куркус, Хендрик
Хорм, Юрий Арндт, Михаль Байнбах и другие. Должность старосты занимал Ян
Юдас, попечителем школы был Хорм, учителем Ян Линде, а Ян Туби и Юхан Рейнсон
- церковными старостами. Весной 1878 г. начались полевые работы. По нескольку
семей объединялись и проводили пахотные работы. Сеяли пшеницу, рожь, кукурузу,
лен. Прибыли новые семьи эстонцев, а также немцев-прибалтов. Немцы поселились
отдельно, в четырех верстах от Эсто-Хагинки. Они образовали свое селение
Нем-Хагинку (ныне-Ульяновское).
В первые годы переселения большую просветительскую работу проводил Юхан
Петерсон. Он начал обучать детей в школе, организовал два хоровых коллектива,
а также вел церковную службу - крещение детей и отпевание умерших. Из-за
холодной и долгой зимы 1878 - 1879 гг. пришла поздняя весна. Полевые работы
начались с опозданием. В этом же году семьи в складчину купили сенокосилку
и хлебоуборочную машину. Урожайным выдался 1882 год. Озимые дали по 18 четвертей,
яровые по 10, а ячмень по 20 четвертей. В то время четверть являлась мерой
сыпучих тел. Одна четверть была равна двум осьминам или 209,91 л. Переселенцы
научились делать саман, за лесом ездили в Ростов. Поездка в Ростов занимала
6-7 дней на лошадях и 9-10 дней на волах. В городе эстонцы продавали рожь,
льняное семя, пшеницу, ячмень. Между тем население Эсто-Хагинки постепенно
увеличивалось за счет вновь прибывавших. В 1890 г. насчитывалось примерно
500 человек. С 1880 года эсто-хагинцы стали строить в балках плотины для
сбора и накопления талых и дождевых вод. 1881-1890 гг. Воинствующий национализм и русификация
окраин. Стачечная борьба рабочих. Контрреформы Александра III. Возникновение
марксистских кружков. Земельные переделы в деревне.
В 1883 г. сельчанами была построена школа на 50 мест. Детям преподавали
чтение, письмо, арифметику и пение. Церковь также была построена всем миром.
В ней могли одновременно поместиться 250 человек. Следующими общественными
постройками стали здание волостного правления, ветряная мельница и амбар,
где хранили зерно про запас.
Население Эсто-Хагинки считалось грамотным. Все умели читать и писать на
эстонском языке. Через несколько лет после строительства школы стала работать
библиотека. Для нее выписывали газеты и журналы из Эстонии, в частности,
газеты "Почтальон Эстонии " и " Христианская дневная газета
".
В 1885 г. разразилась жестокая засуха - сгорели травы и хлеба. Многие семьи
из Эсто-Хагинки уехали на Черноморское побережье в район Адлера и основали
там село Эсто-Садок. С годами семьи эстонцев окрепли, появился достаток.
Сельскохозяйственные работы уже не проводили на волах, у всех были хорошие,
выносливые лошади. Молодежь в свободные от работы сезоны уезжала на заработки
в крупные города. Большую прибыль семьям приносило женское рукоделие. Эстонки
вязали, пряли и вышивали, ткали на станках.
Первый
староста села Куркус Мадис с супругой
Педер Ганс с супругой
- одни из первых поселенцев
Заседание
правления села, 1893 г. Слева направо - староста, писарь, члены.
1891-1900 гг. Голод в Нечерноземье.
Промышленный подъем 1893 г. Вступление на престол Николая II. Денежная
реформа. Первая перепись населения.
В 1894 г., когда железная дорога связала Ростов и Царицын, в 60-ти верстах
от Эсто-Хагинки построили станцию Торговую. Со временем она стала быстро
застраиваться, появились различные предприятия, расцвела торговля. Эсто-хагинцы
приобретали там все необходимое для дома и хозяйства, а также могли быстро
продать свой товар. Хорошие связи у сельчан сложились с соседним немецким
поселением Нем-Хагинкой. Немцы имели деловые связи с немецкими селами
в других регионах страны, а также с предприятиями в Германии. Все новинки
в области сельскохозяйственных орудий появлялись в Нем-Хагинке, а затем
и у эстонцев. Уже с 1895 года в этих двух селах работали только железными
орудиями. Через 15-20 лет упорного труда, крестьяне-эстонцы стали зажиточными
людьми. Они имели хорошие дома, амбары, хлева, по 5-6 коров и лошадей,
несколько десятков овец. В селе стали возводиться кирпичные дома. Бойко
шла торговля в трех магазинах, которые посещало и близкоживущее русское
и калмыцкое население. В связи с тем, что на станции Торговой хорошо покупали
масло, в магазинах масло обменивали на товар. Появились сепараторы и
маслобойки, стал работать молокозавод. 1901-1910
гг. Экономический кризис Строительство Транссибирской магистрали.
Русско-японская война. Революция 1905-1907 гг. Столыпинские реформы. Рост
мировых цен на хлеб 1907-1910 гг.
Начиная с 1902 г. эстонцы стали расширять свои посевы и с этой целью стали
арендовать у калмыков 2000 десятин земли сроком на 30 лет. За аренду платили
по 3,25 рубля за десятину. У одного из хозяев, у Юрия Кокка работали шерсточесальные
и прядильные машины. В 1902 г. эсто-хагинцы отметили свой первый юбилей
-25-летие основания. На торжествах побывали гости из эстонских сел Юга
России, а из официальных лиц был приглашен губернатор Ставропольского
края. Несмотря на хорошие успехи на новом месте в области торговли, производства,
в быту, эсто-хагинцы никогда не забывали о культуре. Работали - хоровой
коллектив, духовой оркестр, драматический кружок. В 1908 г. начальная
школа с трехгодичного срока обучения перешла на четырехгодичное, в ней
преподавались эстонская литература и грамматика. Через два года школа
стала работать по учебной программе гимназии, и она стала называться школой
второй ступени. Постепенно менялся облик села. В центре был посажен парк
из лиственных деревьев. Были проложены пешеходные дорожки, установлены
скамейки, устроена танцплощадка. В выходные дни в парке отдыхали, пели
и плясали, играли на музыкальных инструментах. 1911-1920
гг. Стабилизация экономики. Переселение крестьян в Сибирь. Первая
мировая война. Политический кризис 1916 г. Октябрьский переворот и формирование
новой власти. Гражданская война.
В 1910-1911 гг. сельчане стали переходить на столыпинский порядок землепользования
- отмерять хуторам земли. На границах хуторов вкапывали межевые столбы.
Пашни были разделены землемерами на три категории: лучшие ( по 7 десятин
на душу ), средние ( по 8 десятин ) и плохие ( по 9 десятин ). Норма душевого
надела составляла 14 десятин, в нее входили пашня и пастбища. В связи
с ростом количества населения ощущались потребности в новых пашнях. Зажиточные
эсто-хагинцы стали арендовать пустовавшие земли на близлежащем хуторе
Романовском. За хлеб давали хорошую цену на ст. Торговой (Сальск ), где
скупкой занимались многие магазины, а среди скупщиков были и эстонцы.
"Ставропольская
губерния в статистическом, географическом, историческом и сельскохозяйственном
отношении". Составитель - инспектор народных училищ А. Твалчрелидзе,
город Ставрополь, 1897 год.
СЕЛО
ЭСТО-ХАГИНСКОЕ
Местоположение
Село расположено при речке Хагин-Сала и балке Овсаул-Кюлъ. Здесь дуют
главным образом восточные и западные ветры.
История
Основание свое село получило в 1877 г. Земля, находящаяся теперь во владении
села, принадлежала казне.
Достопамятным
событием считается холера, бывшая в 1893 году, от
которой умерло 7 человек.
Население
В селе 78 дворов с 81 домом и церковный молитвенный дом, построенный из
саманного кирпича и стоящий 4000 рублей. Земли при молитвенном доме нет.
По окладным листам в селе числится 116 ревизских душ. Иногородних проживает
11 душ мужского пола и 6 душ женского пола. Коренные жители села эсты
и немцы из Эстляндской или Лифляндской губернии. Иногородние из тех же
губерний и несколько человек из Екатеринославской губернии.
Вероисповедание
Население евангелъско-лютеранского исповедания. Среди него существует
семейство, принадлежащее к баптистской секте.
Землевладение
По владенной записи село имеет 5976 десятин земли, в том числе неудобной
776 десятин. Душевого надела на ревизскую душу приходится 44 десятины,
а на наличную - 15 десятин. В селе рощ, леса, садов, огородов не существует.
Водоснабжение
Воду для питья жители берут из колодцев, находящихся в центре села. Вода
в
них хорошего качества и всегда имеется в изобилии. Скот летом поится из
прудов, а зимой
из колодцев.
Занятие
Село очень часто страдает от засух и считается малоурожайным. Из хлебных
растений здесь сеются: пшеница, рожь, овес, ячмень, просо, лен. В большом
количестве из перечисленных хлебов сеются озимая и яровая пшеница. В средний
урожай собираются 2400 четвертей, а в хороший - 5000 четвертей. Зерно
всех хлебных растений получается среднего качества. Земля пашется исключительно
покупными железными плугами и букарями. В плуг и букарь впрягают от 2
до 4 лошадей: Волов жители не имеют. Кроме плугов и букарей в селе есть
18 жаток, 22 сенокосилки и 32 веялки.
Все земледельческие орудия жители покупают в городе Ростов-на-Дону большей
частью за наличные деньги. Селом покупается земледельческих орудий ежегодно
средним
числом на 2000 рублей.
При обработке земли здесь практикуется плодопеременная система. Переделы
земли бывают через 6 лет. Градобитий и нападений на поля саранчи в селе
не случалось. Суровость зим, по наблюдению жителей, увеличивается. Кроме
хлебопашества жители занимаются еще скотоводством. В селе насчитывается
293 лошади, 915 голов рогатого скота, 895 овец, 58 свиней.
Промысел
Промышленников мужчин в селе совсем нет, а женщины почти все занимаются
тканием разных шерстяных материй, одеял, шалей, шарфов, чулок, перчаток
и шитьем мужского и женского платья.
Торговля
Излишек хлеба жители села отправляют в г. Ростов-на-Дону. В средний урожай
пшеницы и ржи продается по 400 четвертей, а в хороший - того и другого
хлеба продается по 600 четвертей. Овес, ячмень, просо, лен не продается
вовсе. Скот продается на ярмарке ближайших сел. От продажи его ежегодно
выручается 150 рублей.
Торгово-промышленные заведения села состоят из одной мелочной лавки, 1
мельницы с конным приводом и 1 ветряной. Женщины свои изделия продают
на ярмарках соседних сел.
Ярмарки
и базары
В селе, как базарной площади, так и ярмарок и базаров не существует.
Общественное
самоуправление
Волостное правление помещается в доме, имеющем три комнаты, включая сюда
и квартиру писаря. Дом волостного правления стоит 1000 рублей. Из огнегасителъных
снарядов есть только пожарный насос. Для разъездов чиновников имеются
2 пары обывательских лошадей, за содержание которых почтосодержателъ получает
291 руб. 50 коп. деньгами, 179 мер ячменя и 10 десятин покоса.
Самопомощь
По норме в общественном запасном хлебном магазине должно храниться 118
четвертей озимого и 96 четвертей ярового хлеба, а налицо его состоит 259
четвертей
озимого, 96 четвертей ярового. Всего в магазине может поместиться 900
четвертей
зерна. Постройка магазина стоила 1500 руб.
Образование
В селе есть начальное церковноприходское училище. Годовой бюджет его равняется
426 рублям, из которых 300 рублей выдается в жалованье учителю. Здание
училища новое, довольно хорошо устроенное. Постройка его была окончена
в 1891 году и стоила 2300 руб. Квартира учителя, состоящая из большой
комнаты и кухни, помещается в здании училища. При училище есть двор и
сад. Во дворе нет никаких построек. Классная комната имеет 456 куб. аршин
воздуха, а комната учителя - 209 куб. аршин. Классная комната освещается
с южной, восточной и северной сторон. В училище обучаются 25 мальчиков
и 21 девочка.
Постановка медицинского дела в селе своеобразна и весьма интересна. Общество
не имеет средств содержать ни доктора, ни фельдшера, ни аптеки, а в соседних
селах тоже нет доктора, к которому можно было бы обращаться за медицинской
помощью. По-видимому, жителям ничего более не оставалось, как оставить
своих больных на произвол судьбы, ограничившись одним поминовением в церкви
о здравии. Но эстонцы нашли выход из такого затруднительного положения.
По совету учителя школы многие из них выписали из Лифляндии лечебники
на эстонском языке и, руководствуясь ими, отлично борются со всеми болезнями,
не требующими необходимого вмешательства специалиста. При этом как врачующие,
так и больные исполняют в точности все требования лечебников до диеты
включительно.
Болезни
Местных болезней, как результата почвенных и климатических условий, в
селе нет. Чаще других случаются заболевания глаз, желудочно-кишечные и
сибирская язва.
Почта
и телеграф
Корреспонденцию село получает из Новоегорлыкского почтового отделения.
Ближайшая почтово-телеграфная контора находится в с. Медвежьем на расстоянии
80 верст от села по прямому пути.
В судебно-административном отношении село подчинено земскому начальнику
5-го участка, живущему в селе Новоегорлыкском, в судебно- следственном
отношении - следователю 2-го участка, в полицейском - приставу 4-го стана.
Судебный следователь и становой пристав имеют местопребывание в селе Сандатовском.
Пути
сообщения
Расстояние от села до г. Ставрополя равняется: почтовым трактом -210 верстам,
а проселочною дорогою - 150 верстам. До ближайшей станции Торговой Владикавказской
железной дороги, Тихорецко - Царицынской ветви - 56-60 верст.
Расстояние
до окрестных сел
До села Хагинско-Немецкого - 4 версты. Дорога пролегает по сенокосной
степи. На полпути встречается небольшой холм, а под самым селом Хагинско-Немецким
речка Хагин-Сала. До села Новоегорлыкского - 30 верст. Дорога пролегает
по пахотным полям, ровная только кое-где, встречаются небольшие балки.
Грунт земли на всем пути солонцеватый. До села Березовского - 35 верст.
Общественные
квартиры и постоялые дворы
Село имеет общественную квартиру, состоящую из комнаты с земляным полом.
В квартире есть кровать и умывальник. На съестные припасы установлена
такса. Постоялых дворов в селе нет. Предпоследний губернатор - Никифораки,
последний - Янушевский.